Monday, 14 January 2013

Договор дистрибуции

Сегодня я рада начать что-то новое - перевожу договор дистрибуции с английского на украинский. Договор заключается между американской компанией из города Монтроуз, штат Калифорния, и украинской компанией из города Донецка.

Общие положения
Договора дистрибуции не относятся к договорам, поименованным в Гражданском Кодексе Украины (ГКУ). Они могут заключаться в силу принципа свободы договора согласно ст.3 ГКУ.
При заключении договоров дистрибуции нужно также руководствоваться законодательством о защите конкуренции, качестве товаров, защите прав потребителей, рекламе и защите интеллектуальной собственности.
В международных договорах необходимо руководствоваться Законом о международном частном праве. Также нужно иметь ввиду Инкотермс 2000 для определения терминов поставки, опубликованных Международной торговой палатой.



Статус дистрибьютора
Дистрибьютор действует как независимый предприниматель: покупает, перепродает или распространяет товары от своего имени, за свой счет и на свой риск.
С момента передачи товара ( в моем случае - перевозчику в материковой зоне США) и до даты продажи товара дистрибьютор является его владельцем.
Доходом дистрибьютора является разница между ценой закупки и ценой продажи. (В моем случае дистрибьютор обязуется продавать товар по определенной цене, согласованной с производителем товаров).
Таким образом, договор дистрибуции отличается от агентского договора (ст. 31 ГКУ), где агент действует от чужого имени, за чужой счет и в чужих интересах. К агенту не переходит право собственности на товар. Его доход измеряется агентским вознаграждением.
Дистрибьютору необходимо сформировать дилерскую сеть, через которую будут продаваться товары конечному потребителю.

Форма договора
Так как договор дистрибуции заключается между хозяйствующими субъектами, то необходимо соблюсти письменную форму договора. Это требование указано в ст. 181 ГКУ, а также ст.31 Закона о международном частном праве.
Форма договора дистрибуции имеет практическое значение для импорта товаров и проведения валютных платежей. Иногда, чтобы облегчить процедуры импорта и валютного регулирования, помимо договора дистрибуции заключается стандартный договор поставки. Договор дистрибуции содержит базовые принципы регулирования отношений: построение торговой сети, маркетинговая деятельность, эксклюзивность статуса дистрибьютора, использование объектов интеллектуальной собственности и т.п. Договор поставки используется при растаможивании и оплате товаров.

Ограничения деятельности дистрибьютора
Дистрибьютору, как правило, необходимо быть готовым к следующим ограничениям:

1. Территория
Дистрибьютор обязуется продавать товары только на указанной в договоре территории ( в моем случае - Украина). Товар также не будет продаваться на территории, если конечный потребитель находится за ее пределами. Это же положение относится ко всем дилерам (агентам) дистрибьютора.
2. Ценообразование
Дистрибьютор и его дилеры продают товары по рекомендованной цене производителя. Даже если повышение цен производителем может привести к сужению рынка сбыта, дистрибьютор не может снизить цену перепродажи, указанную в договоре. Об изменении цен производитель информирует дистрибьютора за 30 дней ( в моем случае). В указанный период товары заказываются и продаются по прежним ценам.
3. Минимальный торговый оборот
В течение первого года действия договора дистрибьютор обязан сделать заказы на определенную сумму долларов США. Этот объем возрастает в два раза во втором и последующем годах (в моем случае). Если дистрибьютор не выполняет этот показатель, договор дистрибуции может быть расторгнут по инициативе производителя товаров.

Такие ограничения могут вступить в противоречие с Законом о конкуренции. В понимании ст.6 Закона о конкуренции ограничение деятельности дистрибьютора может рассматриваться как согласованные анти конкурентные действия, которые приводят к снижению конкуренции. Поэтому необходимо убедиться, что такие согласованные действия не приводят к:
1. существенному ограничению конкуренции на всем рынке или в его существенной части;
2. ограничению в доступе на рынок других субъектов хозяйствования;
3. экономически не обоснованному повышению цен или дефициту товаров.

Эксклюзивность
В законодательстве Украины отсутствует понятие эксклюзивности. Оно закрепляется в договоре дистрибуции и выражается в обязательстве производителя товаров и его дистрибьюторов не продавать товары никому, кроме эксклюзивного представителя на указанной территории, а также на других территориях, если конечный потребитель находится на указанной территории.
Обе стороны: и производитель, и дистрибьютор прилагают усилия, чтобы выявить и нейтрализовать параллельный или "серый" импорт товаров на указанную территорию.

Прочие положения

Обязательство не конкурировать требует от дистрибьютора не участвовать в разработке, производстве, сбыте товара-конкурента в течение действия договора дистрибуции, а также 1 года после расторжения данного договора (в моем случае). Также дистрибьютор не может вступать в бизнес конкурента в качестве акционера, партнера или консультанта. Эти положения распространяются на всю дилерскую (агентскую) сеть дистрибьютора.

Конфиденциальная информация определяется не исключительным списком в договоре. Стороны обязуются не раскрывать ее третьим лицам. Это положение распространяется на работников дистрибьютора и его дилеров. Порядок использования конфиденциальной информации определяется раскрывающей стороной.

Споры разрешаются с помощью профессиональных посредников. В течение 30 дней посредник должен разрешить спор. Если нет, то стороны обращаются в Центр разрешения международных коммерческих споров в Лондоне. Стороны передают спор на разрешение одному арбитру. Решение арбитража является окончательным и обжалованию не подлежит. (В моем случае использовалась такая арбитражная оговорка).

Четко прописанные права и обязанности сторон в договоре дистрибуции, помогут избежать спорных ситуаций и позволять защитить интересы как производителя товаров, так и дистрибьюторов, дилеров и потребителей.

Если кого-то интересует отдельные положения договора дистрибуции или его текст (без указания сторон, товаров и пр. индивидуальных деталей), напишите мне сообщение. Буду рада помочь Вам )))


Документы, использованные в статье:
1. Закон о международном частном праве - Закон України "Про міжнародне приватне право" від 23.06.2005 № 2709-IV (редакція  від 16.09.2011, підстава - 3390-17) http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/2709-15
2. Гражданский кодекс Украины (ГКУ) - Цивільний кодекс України від 16.01.2003 № 435-IV (Редакція від 01.01.2013, підстава - 1878-175042-17
http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/435-15
3. Инкотермс 2010 - Інкотермс Офіційні правила тлумачення торговельних термінів Міжнародної торгової палати (редакція 2000 року) (укр./рос.) 
http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/988_007
4. Закон о конкуренции - Закон України "Про захист від недобросовісної конкуренції" від 07.06.1996 № 236/96-ВР (Редакція від 13.01.2009, підстава - 689-17
http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/236/96-%D0%B2%D1%80

No comments:

Post a Comment